Переход на новую версию сайта www.airadventures.ru
Что такое самолёт.
Вам
когда-нибудь доводилось летать на самолете? Ребята, ну хотя бы раз в жизни.
В качестве пассажира. Согласитесь, волнительное действо. Нет, я не имею
в виду беготню с чемоданами, очереди на регистрацию, томительное ожидание
в "накопителе". Все это уже позади и Вы чинно восседаете в кресле,
с интересом посматривая в маленькое овальное окошко. Очаровательная бортпроводница
хорошо поставленным голосом рассказывает о том, что Вам делать в случае
"мелких" неприятностей. В какие двери бежать, как пользоваться
надувным трапом, и зачем нужна кислородная маска. Чрезвычайно интересные
вещи. После всего этого заключительная фраза "Наш экипаж желает Вам
приятного полета" теряет свою однозначность и наполняется неким особым
содержанием. Впрочем, отступать поздно. Трап убран, люки задраены, двигатели
заработали. Остается только покрепче пристегнуться ремнями и ждать. Воздушное
путешествие начинается.
Перед
взлетом самолет на несколько секунд замирает в самом начале полосы. Обычная
магическая операция. Некий ритуал. Впереди ответственный этап и необходимо
еще раз хорошенько подумать, а стоит ли? Без лишней спешки надо тщательно
взвесить все за и против, причем Ваше мнение в данный момент не учитывается.
Еще секунда раздумий и по нарастающему гулу турбин Вы догадываетесь о
принятом решении. Моторы выдают максимальную мощность. Тормоза больше
не в силах сдерживать рвущийся в небо аппарат. Дан старт, и многотонная
машина с сотнями людей на борту устремляется вперед. Как найти слова,
чтобы передать те фантастические чувства, тот неописуемый восторг, который
испытываешь, когда трава за иллюминатором сливается в одну сплошную ленту.
Еще мгновение, отрыв и… земля плавно уходит вниз. Вот он, гений человеческого
разума, бросивший вызов могущественным силам природы и победивший великие
законы Земного притяжения, смело и величественно устремляясь в бескрайние,
манящие своей неизвестностью заоблачные дали. Да-да, конечно, а в голове
только одно: "Господи, спаси и сохрани!…".
Вы
спрашиваете, кто придумал аэроплан. Говорят, какие-то ребята из Америки.
История не любит пустоты. Если существует самолет, его кто-то должен был
сделать первым. Видимо, поэтому эру крылатых машин принято отсчитывать
с 17 декабря 1903 года. В этот день братья Орвил и Уилбер Райт успешно
облетали свой "Флайер", который и считается первым в мире. Ну
и не будем спорить, а просто поднимем бокалы за отважных и изобретательных
парней. Они заслуживают уважения.
С тех пор прошли годы. Что изменилось в самолете? Очень многое, и ничего
принципиально. Классическая схема осталась прежней. Тот же фюзеляж,
крылья, хвост и двигатель.
Теперь все знают, что крыло служит для создания подъемной силы и без него
никуда. Каким образом возникает данная сила? Думаю, до конца об этом догадываются
не многие. Предлагаю не вдаваться в физику явления. Поверьте на слово,
обычный самолет в отсутствии крыла способен резво носиться по аэродрому,
но взлететь... увы. Пока не получалось.
Так вот - крыло. Оно состоит из двух половинок - двух консолей. Правой
и соответственно левой. На задней кромке каждой консоли имеются подвижные
участки. Они называются элеронами. Эти штуковины обладают удивительной
особенностью: отклонятся одновременно, но в разные стороны. Если правый
элерон поднимается вверх, то левый обязательно тянется вниз и наоборот.
Благодаря этому, при обдувании крыла воздухом, возникает аэродинамический
момент, заставляющий аппарат накрениться. Перекладывая элероны вверх-вниз
можно махать консолями прямо в полете. Очень удобно, когда хочешь кого-нибудь
поприветствовать.
Нормальный самолет без хвостового оперения лететь тоже не сможет. Для
того, чтобы его не кидало вверх-вниз в хвостовой части летательного аппарата
устанавливают горизонтальное оперение, называемое стабилизатор. Чтобы
самолет не рыскал носом из стороны в сторону, словно полоумный, придумали
ставить вертикальное оперение, именуемое киль. На киле крепиться
руль направления. Ну, мало ли. Вдруг Вам захочется лететь не только
по прямой, а, скажем, взять и куда-нибудь повернуть. Для чего на стабилизаторе
находится руль высоты догадаться не трудно.
Вот и все дела. Далее крылья и хвостовое оперение крепятся к фюзеляжу.
Туда же можно впихнуть двигатель, который крутит винт. Таким
образом, создается тяга. Без нее все это никуда не двинется. Когда мотор
по каким-нибудь причинам перестает работать во время полета, аэроплан
превращается в планер. Видите, ничего сложного. Правда есть еще такие
вещи, как закрылки, предкрылки, интерцепторы, триммеры, … а может быть,
Вы просто хотите полетать? Тогда прямо и скажите: "Не морочьте мне
голову. Я хочу прокатиться на
самолете!". Никаких проблем!
Считается, что управлять аэропланом весьма непросто. "Обывательские
разговорчики". Разумеется, если Вы планируете
пилотировать современный пассажирский лайнер, Вам придется пройти длинный
и витиеватый путь к своей цели, потратив лет 10-15. Стопроцентное здоровье,
на плечах ясная голова, за плечами сотни вылетов и вот Вы сидите в носовой
части какого-нибудь огромного Боинга, где всю работу за Вас выполняет
автопилот. Оно Вам надо? Давайте-ка лучше заглянем в кабину маленького
поршневого самолета и посмотрим, как летают на нем.
Непосредственный контроль над полетом осуществляется при помощи трех вещей:
штурвала, двух педалей и ручки управления газом.
Если двигать штурвал на себя и от себя - в работу вступают
рули высоты, крутим вправо-влево, - начинают двигаться элероны.
Педали связаны с рулем направления. Ручкой управления газом Вы
увеличиваете или уменьшаете обороты двигателя. Если все понятно,
то можно лететь.
Штурвал
на себя и мы набираем высоту, поворачиваем его вправо, и самолет накренился
в эту же сторону. Теперь нажимаем на правую педаль, и машина послушно
делает правый разворот. Штурвал от себя. Самолет стремительно несется
вниз. Слышите усиливающийся звук? Мы в пикировании. Красота! Однако, вижу
нам пора выравнивать аэроплан и заходить на посадку? Попробуем это сделать.
Между прочим, могли бы и сами научиться
летать на самолете. В этом нет ничего особенного. Решайтесь,
если есть желание и возможности! Не откладывайте на завтра то, что можно
было сделать еще вчера.
Кажется, мы благополучно приземлились. Приятный аэродромчик. Не зарулить
ли нам вон к тому открытому ангару? Предлагаю немного отдохнуть и посмотреть,
на чем летают наши пилоты.
Прошу любить и жаловать красу и гордость российских аэроклубов Як-18Т.
Первый полет этот учебно-тренировочный самолет совершил в 1967 году. С
тех пор является базовой моделью для обучения летчиков гражданской авиации.
Вполне хороший самолет с отечественным поршневым двигателем. Способен
лететь со скоростью в 300 км/ч на расстояние до 700 км с 3 пассажирами
на борту. Правда, уровень комфорта не соответствует современным требованиям,
но зато машина часто "прощает" плохие взлетно-посадочные полосы.
На смену ветерану идет четырехместный Ил-103. Впервые он
увидел небо в 1994 году. Сегодня это единственная российская машина в
своем классе, которая имеет все необходимые сертификаты летной годности.
На Ил-103 установлен американский поршневой двигатель, да и приборное
оборудование планируется ставить с биркой "Made in USA". В целом
самолет довольно симпатичный. Дальность 1000 км, скорость 220 км/ч. Мало
их пока, да и стоят они прилично.
Есть еще двухместный пилотажный самолет Як-52, летающий
с середины 70-ых годов, да одноместный Су-26, поражающий
своими акробатическими способностями примерно с 1984 года. Вы будите смеяться,
но по большому счету это все. Бесспорно, в природе существуют такие отечественные
новинки, как Як-112, Як-58, И-1А, М-101 "Гжель", СМ-92 "Финист"
и т.д. Существуют, но в единичных экземплярах, хотя теоретически на них
можно полетать и даже купить. Теоретически.
Что касается всего остального прогрессивного человечества, то в большинстве
своем народ предпочитает летать на Цесснах (Cessna), Пайперах (Piper),
Бичкрафтах (Beachcraft). В Штатах подобная техника исчисляется сотнями
тысяч. В России - около десятка. А вот и не завидно! "Все равно по
количеству клюквы не догонит Америка нас!".
Кроме легких поршневых самолетов
существует класс очень легких поршневых самолетов - ультралайтов. Их у
нас теперь много. "Марафон", "Авиатика"… Относительно
небольшая цена, простота в пилотировании, неприхотливость в эксплуатации.
Вполне приемлемый вариант. Хотите узнать, сколько стоит подобный самолетик?
А может быть, Вы надумали приобрести Ил-103, хотите прокатиться на Цессне,
научиться летать на Як-18Т? Выбирайте:
Хочу
полетать на самолете!
Хочу научиться летать на самолете!
Хочу купить самолет!
Ничего не хочу, отстаньте от меня со своими самолетами!
|